Из обыденных наблюдений известно (это подтверждают и психологические опыты), что имеет место явление пресыщения общением, которое нередко является источником напряженности между сторонами и при телефонном общении. Это означает, что существует мера времени общения, выход за пределы которой может привести к потере смысла общения и даже к конфликтам. При этом важно учесть, что для разных пар и для разных групп людей эта мера различна. Законом пресыщения общением нельзя пренебрегать при служебном телефонном разговоре. Во избежание осложнения отношений между партнерами следует прежде всего знать признаки насыщения общением (возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, обидчивость и т. д.) и уметь вовремя выходить из контактов с данными людьми ради последующего позитивного продолжения деловых отношений. Кроме того, следует учитывать что при затягивании телефонных разговоров затухают интерес и внимание.
Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени сообщить все, что следует, и получить ответ. Еще Софокл заметил:»Одно дело — говорить много, другое — говорить дело».
Если телефонный разговор не записывается на пленку, то он не может быть объектом ссылок, что резко снижает его юридическую значимость ( существует даже поговорка «Телефонный разговор к делу не пришьешь»). Между тем повышение личной ответственности руководителей за сказанное слово в современных условиях внедрения в жизнь новых принципов хозяйствования требует,чтобы телефонному разговору оказывалось больше «доверия», чем это было до сих пор. Во многих странах телефонный разговор имеет юридическую силу, даже если он не подкреплен официальным документом. В настоящее время решается вопрос о придании юридической силы служебному телефонному разговору и в нашей стране.
Конкуренты письма. Телефонный разговор. Продолжение.