В русских письмовниках дореволюционного времени уделялось большое внимание вопросам этикета. Составитель письма должен был неукоснительно соблюдать „Табель о рангах»: „первая обязанность пишущего — помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем» .
К сожалению, вопросам этикета в современной отечественной литературе уделяется крайне мало внимания. Есть несколько книг о школьном этикете, о дипломатическом, о военном, но почти совсем нет пособий по служебному этикету вообще, а тем более по этикету в деловом письме.
Пособия по коммерческой корреспонденции в условиях частного предпринимательства дают советы по составлению делового письма, исходя из сущности письма как чисто коммерческого документа.
Говоря о том, что коммерческое письмо должно с первого раза „вызвать интерес», Е. X. Драч, автор пособия „Американская деловая переписка», поясняет свой тезис следующими словами: „Просто вызвать интерс — недостаточно. Только такой вид интереса, который вызывает продажу, — настоящий интерес». И та же мысль, но в более категоричной форме: „Бизнесмен, не заботящийся о прибылях, является экономической аномалией».
По мнению автора, деловое письмо должно „вызвать интерес!» „возбудить желание», „убедить», „создать стимул» и даже „произвести впечатление взрыва». Эти требования к началу письма вытекают, по его мнению, из „двух великих инстинктов, определяющих человеческую активность: самосохранение и продолжение рода». Не случайно современные пособия по промышленной корреспонденции придают началу письма исключительно большое значение. Начальная фраза выполняет роль рекламы.
Продолжение