Этикет — это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. (Это слово — французское, в переводе на русский язык оно означает „ярлык», „этикетка»), Этикет — внешнее проявление отношений между людьми, он способствует поддержанию благоприятного морально-психологического климата в коллективе и обществе в целом. Этикет — это проявление культуры личности, его можно рассматривать как практическое преломление моральных принципов и норм в поведении людей. Под словом „этикет» также понимают порядок проведения определенных церемоний.
Если понятие „этикет» включает в себя обязанности людей по отношению друг к другу, нормы и правила их поведения и общения во всевозможных ситуациях, то понятие „служебный этикет» действует в более узкой области — оно определяет нормы и правила поведения и общения людей только на службе. Речевой служебный этикет — это правила речевого поведения на службе. В книге не рассматриваются вопросы этикета проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений, а лишь этикет в деловом письме.
Мы знаем из античной литературы, что уже в те времена существовал этикет составления писем. Так, например, письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст. Возник же этикет как придворный церемониал. В древнем Риме, например, к Юлию Цезарю еще обращались просто „Цезарь». С укреплением императорской власти стали вырабатываться особые правила обращения к монарху и правила, регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин, стремившийся всеми средствами укрепить императорскую власть и внедрявший с этой целью иерархические отношения среди аристократии, ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати. Соответственно рангу и титулу каждый придворный должен был участвовать в церемониях, выполняя строго определенные функции.
Продолжение