Употребление риторического вопроса также является одним из средств повышения убедительности делового письма. Например:
„Разве нельзя было предвидеть некечественное состояние тезауруса еще на стадии контрольного примера?»
Не следует изощряться в выборе слов и оборотов, характерных для канцелярской письменности, когда факт, указываемый в письме, вызывает возмущение, надо называть вещи „своими именами». Например, когда строительно-монтажное управление срывало поставку заводу „Прогресс» строительных материалов, в адрес организации, которой подчинялось это СМУ, было направлено следующее письмо:
„Считаем такое положение нетерпимым, когда руководство СМУ-1 отделывается только письмами заводу и не принимает решительных мер по обеспечению пусковых объектов строительными материалами. Между тем завод оказывает СМУ-1 огромную помощь.
Так, завод взаимообраэно выдал СМУ-1 500 тыс. штук кирпича на пусковой дом № 4, а этот кирпич с большими трудностями был приобретен для строительстве дома своими силами. СМУ-1 не возвратил до сих лор взятый кирпич и тем самым подвел коллективы цехов, начавших строительство домов.»
Употребление просторечного слова „отделывается» и, казалось бы, незначительной вставки „между тем» и тактичное напоминание о неоднократно оказанной СМУ помощи со стороны работников завода как нельзя лучше подчеркивают недобросовестность работников СМУ по отношению к заводу.
Продолжение